Манипулирование людьми

"Остерегайтесь тех, кто хочет вменить вам чувство вины, ибо они жаждут власти над вами..."

Конфуций

Манипуляции стали столь обычной и повседневной частью нашей жизни, что мы часто их не замечаем. Они подобны множеству птиц вокруг нас, которых мы не видим и о которых не думаем. Но влияние их на нашу жизнь поражает все мыслимые пределы. Не только правительства, СМИ и окружающие нас люди на самом деле лишь манипулирует нами, подталкивая к тем или иным поступкам. Сама система воспитания основана на манипулировании сознанием.

Манипуляция - способ воздействия с целью получить от другого желаемый результат. Этот результат может иметь как положительные, так и негативные последствия. В положительном ключе могут рассматриваться манипуляции, призванные к воспитанию духовных, морально-этических ценностей и прочий качеств, способствующих гармоничной жизни в обществе. К негативным же можно отнести сознательное введение человека в заблуждение с получением от этого личной выгоды.

Выгоды могут быть различными: начиная от детского желания заставить ребёнка поделиться чем-нибудь вкусным ("если бы у меня был апельсин, я бы с тобой поделился"), заставить человека выполнить обязательства на невыгодных для него условиях ("дал слово - держи!"), до подчинения толпы и народов власть предержащими (начиная от церковных догматов о том, что "вся власть от бога" и противиться ей нельзя, до современного законодательства, уравнивающего в сроках ответственности убийство человека каким-нибудь богачом с воровством каким-нибудь нищим картошки из магазина).

Это манипулирование прослеживается в ежедневных отношениях с руководителями, перекладывающими на ваши плечи обязанности других; в средствах массовой информации, цепляющих яркими и сенсационными заявлениями; в продажных махинациях торговых сетей, и в пустых, но ярких заявлениях политиков. И всё это только с одной целью - заставить вас думать и поступать так, как им выгодно! Им, но не вам!

Благодатной почвой, питающей саму возможность манипулирования является недостаток знаний, и прежде всего -  о самом себе. Невежество порождает неуверенность в себе, страх перед осуждением обществом. В этом конфликте между опорой на себя и опорой на внешнюю среду, возникает проблема доверия себе и доверия другим людям, которой очень ловко пользуются манипуляторы.

Например, недоверие к себе побуждает искать поддержку у авторитетных лиц. Человек не пытается доказывать свою правоту, а ссылается на авторитеты и ищет поддержки у сильных. Он может бояться высказывать собственное мнение, или поступать по-собственному разумению, считая, что нужно быть как все,  и делать так, как все.

В качестве манипулятора могут выступать как маленькие дети, которые хотят привлечь к себе внимание или вынудить родителей что-то сделать для них, так и все те, кому важно что-то получить от вас, или держать под контролем. Всё воспитание, образование, законы общества - всё основано на манипулировании, то есть внедрении в сознании чуждых, но "общественнозначимых" ценностей и идей.

С самого рождения ребёнку вдалбливаются те или иные идеи, знания о мире. Но вся проблема в том, что все эти знания - чужие! Ибо ребёнок вместе с истинами о мире получает и все ложные представления манипуляторов ("учителей", родителей, окружения и т.д.). И как правило, требуется определённый уровень развития самосознания для того, чтобы отделить "зёрна от плевел".

Один из примеров манипуляции



Суть состоит в том, что сначала манипулятор делает жертве некое предложение, а получив отказ, пытается интерпретировать его причину. И, разумеется, предлагаемая им интерпретация выставляет собеседника в крайне невыгодном свете (так профессор моментально предстал перед нами как скупердяй, равнодушный к страданиям детей).

В случае с продажами его применение может выглядеть примерно так: — Вы не хотите включить в свой ассортимент нашу продукцию? Значит, вас не интересуют женщины (дети, пенсионеры и т. д.) в качестве целевой аудитории?”. На межличностном уровне это может проявляться еще более прямолинейно: — Ты не хочешь купить мне это колечко? Ты меня вообще любишь?

В чем же коварство подобных вопросов? Если внимательно вдуматься в смысл диалога, то станет очевидным, что здесь незаметно увязываются два несвязанных момента: высокий мотив (сочувствие детям) и необходимость совершить некое действие.

То есть, если сочувствуешь голодающим детям — придется купить несколько мятых мокрых журналов по неадекватной цене. При этом любые другие возможности помочь детям не рассматриваются в принципе. Подобные вопросы часто сопровождаются мощным невербальным давлением (демонстрацией удивления, презрения), так что человек может пойти на поводу у манипулятора просто для поддержания своей репутации.

И в этом же диалоге мы можем наблюдать действенный пример противодействия этому приему. Профессор Преображенский четко помнит, что он не обязан отчитываться за свои поступки перед членами домкома. Поэтому он вежливо, но решительно отвергает все попытки втянуть его в диалог. Весь пафос незадачливых продавцов разбивается об его иронично-вежливое “не хочу”.

Если по каким-то причинам вы не можете себе позволить “метод Преображенского” и вынуждены вступить в диалог с манипулятором, то можно отчетливо развести предложение манипулятора и его интерпретацию ваших действий: я сочувствую голодным детям, но я знаю другие пути помощи. А учитывая возможность более изощренных вариаций этого приема, следует сразу насторожиться, если вам настойчиво задают вопросы, касающиеся мотивов ваших действий. Ведь лучший способ взаимодействия с манипулятором — не выбираться из его ловушек, а своевременно их обходить."

Честное слово

Таково название рассказа Пантелеева о мальчике, давшем слово сторожить игрушечный пороховой склад, и не покидавшем своего игрового задания до темна, когда те, кому он дал слово - давно забыли об игре и мальчике, и дома смотрели десятые сны. Помнится, в детстве рассказ просто поразил меня. Однако, жизненный опыт заставил пересмотреть данный эпизод.

Рассмотрим несколько основных тезисов.

Тезис 1. Дал слово - держи!

Данное мне слово никто не сдержал. Напротив, моим словом лишь воспользовались ушлые дельцы-проходимцы с целью собственной выгоды.

В итоге можно резюмировать следующее: слово можно давать только равному и только в течение того времени, пока действуют исходные обстоятельства. Когда обстоятельства меняются - обещание теряет смысл.

Отсюда можно вывести Тезис 2. Ты единственный хозяин своего слова: сам дал, сам взял! Опять, же если обстоятельства изменились или человек явно обманул тебя.

В рассказе мы видим типичный пример манипулирования ребёнком, а вернее - откровенный обман и безответственность. Разве можно давать честное слово таким людям?

Так что не всё так однозначно с теми высокими моральными принципами, которые пытаются внушить родители своим детям.

Общественное мнение

 

Защита от манипуляций

Самым главным правилом в защите от манипуляций является осознание того, что вы никому ничего не должны! Не должны даже близким, не говоря о совершенно посторонних людях.

В любом случае, при встрече с манипулятором можно дать один совет  – отпор манипулятору надо давать сразу. Узнать этого человека легко – он с первого раза пытается заставить вас поступать так, как ему нужно. Уступив ему всего лишь раз, попадете в зависимость, из которой тем сложнее выбраться, чем дольше вы терпели и смирялись в надежде, что у наглеца когда-нибудь проснется совесть. Главное правило общения с манипулятором – не играть по его правилам. Это называется разбить схему поведения…»

Научитесь говорить «нет»

Одна из самых легких добыч для манипулятора — человек, стесняющийся вовремя произнести слово «нет». Лучше иной раз оказаться неправым, чем сомневаться все время. Не понравившемуся собеседнику «нет» нужно говорить решительно.

Держите дистанцию

Ценнейшую информацию о потенциальной жертве дает манипуляторам избыточная доверительность и приближенность. Михаил Булгаков не зря писал: «Не разговаривайте с незнакомцами».

Все аферы — от маленьких до глобальных — обычно используют:

- жадность;
- желание быстро разбогатеть;
- любопытство, в частности, желание узнать свое будущее, судьбу;
- жажду острых ощущений;
- желание произвести впечатление, покрасоваться;
- нерешительность.

Осознание попыток внешнего управления

Существенный признак манипуляции — появляющееся чувство неудобства. Вы не желаете выполнять какие-либо действия, но в силу неких моральных обстоятельств вынуждены их исполнить: в противном случае будет «неудобно», «эгоистично», «по хамски», «некрасиво», «неловко», «Вы не оправдаете чьего то доверия», «будете выглядеть в плохом свете» и т.п.

Вербальные признаки манипуляции

В высказываниях манипуляторов неизменно присутствует следующее:

- на Вас целиком ложится ответственность за предлагаемое действие;
-Ваша «плата» перевешивает Вашу выгоду;
- наличие элементов принуждения или понуждения;
- обязательная подготовительная преамбула перед, казалось бы, непринуждающими словами манипулятора;
- нехватка времени на принятие решения.

Чувство вины

«Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений...» Дж.Р. Лоуэлл

Одно из средств манипулирования — формирование чувства вины. Традиционное воспитание прививает образ жизни по неким правилам, нарушение которых вменяется в вину. Вот самые опасные (в манипулятивном плане) из этих неписаных зомби программ:

- человек обязан реагировать на речь собеседника и отвечать на задаваемые вопросы;
- в обязанность каждого вменяется стремление улучшить себя, работать над собой.

Например, человек должен стараться «быть хорошим», тактичным, аккуратными во всем, соблюдать правила и т. д.;

- все должны придерживаться принятого решения и не изменять своих мнений;
- человек обязан быть понятливым, непонятливость осуждается;
- человек не должен ошибаться, а если ошибся, — обязан осознавать и переживать свою вину;
- человек должен быть логичным и предсказуемым.

Человек, слепо исполняющий перечисленные выше правила, — лучшая мишень для манипулирования. Защититься от чувства вины поможет формулирование соответствующих контрправил.

 

Итак, Вы вовсе не обязаны:

- отвечать на вопрос, если Вам этого не хочется;
- стараться всегда казаться привлекательным;
- быть рабом ранее произнесенных Вами слов;
- разбираться во всем.

Каждый имеет право:

- на ошибки (за исключением случаев должностной халатности);
- быть непонятливым или что-то не знать;
- быть нелогичным;
- сказать «Я не хочу»;
- передумать, изменить свое мнение;
- воспринимать себя таким, каков есть, не насиловать себя.

Хотим мы этого или нет, но воспитание закладывает в нас программу: нужно добиваться благорасположения окружающих. Издержки этой программы проявляются в том, что нам неловко говорить «нет», дабы кого-то не обидеть. Произнеся же «да», чуть позже мы ненавидим себя за слабоволие.

Как определить манипулируют ли вами...

Отличительной чертой манипуляции является то,что человек поддается психологическому воздействию неосознанно и не по своей воле. Чтобы не стать жертвой манипуляции, необходимо вовремя обнаружить наличие такого воздействия, после чего выяснить, с какой целью оно затевается.

Практически во всех случаях, когда вами пытаются манипулировать, возникает ощущение дискомфорта, поэтому стоит прислушиваться к своим чувствам, не позволяйте манипулировать собой. Жертвами манипуляторов чаще становятся люди, неуверенные в себе и чрезмерно доверчивые. Однако попасть в ловушку могут и люди, желающие выглядеть сильными, благородными или щедрыми.

Помните, что манипулятор ловко играет на ваших слабостях и наиболее психологически уязвимых, местах (привычки, желания, достоинства и недостатки).

Правил защиты от манипуляций

Чтобы избежать манипуляции, нужно придерживаться нескольких простых правил.

1). Не бойтесь отказать и твердо сказать «нет»! Человек, который стесняется произнести слово «нет». - самая легкая добыча манипулятора. Нужно уяснить себе, что любой имеет право отказаться, у вас есть право сказать «нет». «Нет» должно быть произнесено решительно.

2). Соблюдайте психологическую дистанцию. Манипуляторы легко получают полезную для них информацию о «жертвах» не благодаря своей мнимой «гениальности», а только благодаря чрезмерной доверчивости людей и их небрежности.

3). Воздержитесь от хвастовства, ведь оно — один из лучших способов вызвать зависть. Человеку же. поставившему себе цель манипулировать кем-то. это четкое указание на потенциальную жертву.

4). Вам нельзя показывать свои слабые стороны. Использование слабостей собеседника лежит в основе любой манипуляции. Все хотят казаться достойными, благородными, значимыми, в чем-то превосходящими других. Ваши желания и стремления могут стать мишенями «кукловодов».

5). Будьте непредсказуемы. Непредсказуемость в общении с манипулятором гарантирует человеку неуязвимость. Невозможно одержать победу, если правила игры постоянно меняются, если вас совершенно невозможно «просчитать».

6). Сохраняйте спокойствие и медлите с ответом. Постарайтесь выдержать паузу. Это позволит успокоиться и. сосредоточившись, подобрать правильный ответ. Можете приучить себя отвечать только после того, как мысленно досчитаете до десяти. - это. кстати, будет говорить о вас как о человеке, знающем цену своему слову.

7). Постарайтесь расставить все точки над «i». Выскажите манипулятору все, что вас смущает и не нравится. заставьте его объясниться. Для манипулятора это будет довольно трудной задачей, ведь «открывать карты» - не в его интересах.

8). Задавайте прямые вопросы, тем самым вы сразу обескуражите манипулятора. Он догадается, что его цели разгаданы, а хитрая манипуляция потерпела провал.

Суперманипуляция сознанием всего народа

Но на этом фоне меркнет суперманипуляция, а точнее - полная фальсификация истории Руси и её народа.

 

Политический терроризм как способ манипуляции

 

При подготовке статьи были использованы материалы с сайта

Оставить комментарий